Без моторного масла не в состоянии функционировать ни один двигатель внутреннего сгорания (ДВС). Большой парк автомобилей на российских дорогах требует его постоянного использования в огромных объёмах. Специфическая жидкость смазывает металлические поверхности трущихся деталей, образуя на них защитную плёнку, равномерно распределяет тепло по всему мотору, а также решает многие другие важные задачи. Она различается по составу, вязкости, применению, температуре использования, другим параметрам.
В данном обзоре рассмотрены основные разновидности и классификации лучших автомобильных масел российского производства, отлично зарекомендовавших себя в суровых климатических условиях благодаря эффективности, надёжности, качеству изготовления, а также доступной ценой. Советы профессионалов помогут не совершить ошибки при выборе нужной марки.
Общие сведения
Автомобильное масло – специальная жидкость на масляной основе, которая заливается в ДВС.
Главное назначение:
- уменьшение силы трения между соприкасающимися поверхностями узлов, механизмов;
- снижение уровня шума работающего агрегата;
- отведение тепловой энергии от греющихся механизмов;
- облегчение запуска при низких температурах;
- поддержание чистоты деталей благодаря хорошим моющим свойствам;
- предотвращение негативного агрессивно-коррозийного внешнего воздействия от остатков продуктов сгорания, влаги, кислорода воздуха.
Система смазки силового агрегата обеспечивает хранение, распределение и очистку смазывающей жидкости. Она по каналам направляется к нагруженным или трущимся деталям. На поверхностях образуется тонкая плёнка, которая заполняет мельчайшие неровности и зазоры между компонентами, многократно снижая силу трения.
Никакой силовой агрегат нельзя эксплуатировать без этого ключевого расходного материала (наравне с топливом)!
Состав
Основу всех современных моторных продуктов составляют базовые масла и различные присадки для улучшения одного или нескольких эксплуатационных параметров двигателя. Коллоидная стабильность зависит от правильности технологии и соблюдения условий при смешивании: требуемый режим, давление подачи, температура.
Как правило, базовый компонент насчитывает до девяти присадок, которые в общем массовом содержании составляют 5-30%.
Базовым компонентом являются:
- синтетические элементы (полиальфаолефины, эфиры, алкилбензолы);
- остаточные и дистиллятные компоненты из сернистой нефти, или их смеси.
Основные параметры:
- Индекс вязкости – определяет сохранение вязких свойств при температурных колебаниях, представляет собой разность значений между самыми высокой и низкой температурах. Чем выше показатель, тем качественнее продукт: обычно в пределах 100 – 300.
- Низкотемпературный показатель – определяет текучесть при холодном пуске, а также быструю прокачку во всей системе.
- Высокотемпературный показатель – при больших показателях стабильность на при высоких температурах лучше.
- Противостояние окислению – характеризует окислительную стабильность. Чем меньше значение, тем лучше.
Свойства присадок:
- антиокислительные;
- антифрикционные;
- антикоррозийные;
- противоизносные;
- загущающие;
- депрессорные;
- противопенные;
- моюще-диспергирующие.
Присадки применяются:
- в дизельных агрегатах: увеличение цетанового числа, чистка форсунок, снижение дымности выхлопа, удаление из топлива влаги, уменьшение температуры застывания дизтоплива, предотвращение износа и антикоррозийные свойства;
- в бензиновых агрегатах: повышение октанового числа, чистка карбюратора/инжектора, удаление из топлива влаги, защита топливной системы.
Классификация
По типу и мощности агрегата
- Бензиновые – с высокими максимальными оборотами (до 8000 об/мин), небольшим содержанием серы в топливе.
- Дизельные – с менее высокими максимальными оборотами (до 4500 об/мин), большим содержанием серы, а также хорошими моющими характеристиками.
- Универсальные.
По базовому компоненту
- Минеральное. Получается прямой перегонкой нефти и после очистки определённых нефтяных фракций (мазут). На упаковке обозначается Mineral. Эксплуатационные параметры при высокой температуре менее стабильные, при отрицательной температуре оно быстро густеет, а при закипании агрегат засоряется остатками продуктов сгорания. Характеристики повышаются добавлением присадок (свыше 10%). Требуется замена после пробега в 5000-6000 км. Используется на агрегатах с большим пробегом, устаревших или в тёплое время.
- Синтетическое. Вырабатывается из лёгких газов в результате сложных реакций «увеличения» длины молекулярной цепочки до определённого количества атомов углерода. На упаковке обозначается Fully Synthetic или Synthetic. Наряду с высокой стоимостью имеют улучшенные характеристики: увеличенный рабочий ресурс, пониженный топливный расход, без парафирования и окисления, пониженное значение температуры застывания, хорошие смазочные свойства, небольшую испаряемость. Заливается в новые авто с небольшим пробегом.
- Полусинтетическое. Комбинация масел с содержанием синтетического компонента от 25%. Обозначается как Semi-Synthetic. Показатели стабильности уступают синтетическому, но лучше минерального. Для обеспечения совместимости смешивать допускается продукцию одного производителя. Используется для авто с большим пробегом в городских условиях и умеренном климате.
- Гидрокрекинговое. Вырабатывается из нефти по технологии каталитического гидрокрекинга. Тяжёлые молекулы углеводородов расщепляются, а серо-азотосодержащие соединения удаляются в процессе реакции с применением различных катализаторов при высокой температуре и давлении. В итоге при малой окисляемости достигаются хорошие показатели вязкости.
По ГОСТ 17479.1-2015
Группы по эксплуатационным свойствам, назначению, а также по классу вязкости.
Обозначается тремя группами знаков:
- литера «М» (моторное), от свойств и состава не зависит;
- цифры, характеризующие кинетическую вязкость по ГОСТ 33-2016 или согласно зарубежной классификации;
- прописные буквы, указывающие на область применения.
По температурным пределам работоспособности бывают:
Группа моторного масла | ГОСТ 17479.1-2015 | SAE J300 |
---|---|---|
Зимние | 3з | 5W |
4з | 10W | |
5з | 15W | |
6з | 20W | |
6 | 20 | |
8 | 20 | |
Летние | 10 | 30 |
12 | 30 | |
14 | 40 | |
16 | 40 | |
20 | 50 | |
24 | 60 | |
Всесезонные | 3з/8 | 5W-20 |
4з/6 | 10W-20 | |
5з/10 | 15W-30 | |
5з/12 | 15W-30 | |
5з/14 | 15W-40 | |
6з/10 | 20W-30 | |
6з/14 | 20W-40 | |
6з/16 | 20W-40 |
По сфере применения делятся на группы А, Б, Г, Д, Е:
Группа | Применение |
---|---|
А | нефорсированные бензиновые и дизельные ДВС |
Б | малофорсированные |
В | среднефорисрованные |
Г | высокофорсированные |
Д | высокофорсированные в тяжёлых эксплуатационных условиях |
Е | высокофорсированные в более тяжёлых эксплуатационных условиях |
По международному классу вязкости
Спецификация разработана Ассоциацией автомобильных инженеров США (Society of Automotive Engineers, SAE) и подразделяется на классы:
- Всесезонное. Обозначается литерой W и двумя цифрами – зимний класс слева, летний – после дефиса. Чем больше цифры, тем гуще продукт, который более надёжен в случае перегрева, для старого изношенного движка или при жарком климате. Примеры: SAE 0W-40, 0W-30, 20W-40.
- Летнее – SAE20…SAE60.
- Зимнее – SAE 0W…20W.
По международному классу качества API
Спецификация разработана Американским институтом нефти (American Petroleum Institute, API), определяет категории:
- Service (S) – для бензиновых легковых авто, микроавтобусов, грузовиков небольшой грузоподъёмности.
- Commercial (С) – для дизельных коммерческих машин.
Усовершенствованные спецификации обозначаются отдельной буквой латинского алфавита после S или С.
По международному классу качества ACEA
Спецификация разработана Ассоциацией европейских производителей автомобилей (European Automobile Manufacturers Association):
- А/В – для дизельных и бензиновых легковых авто;
- С – для дизельных и бензиновых двигателей с катализатором;
- Е – для дизельных грузовых транспортных средств.
После буквы указывается цифра, характеризующая основные эксплуатационные свойства.
Как подобрать масло правильно. ВИДЕО:
Лучшие российские производители
В связи с постоянным ростом цен на зарубежные марки автомасел предлагается большой выбор продукции отечественного производства. Качество товара постоянно совершенствуется, ассортимент растёт и находит применение во многих областях деятельности для легкового транспорта, горнодобывающей, сельскохозяйственной и строительной техники. При этом продукция российских фирм отвечает международным требованиям, практически не имеет отличий от импортных, подходит большинству транспортных средств. Благодаря большому ассортименту моторных, трансмиссионных и гидравлических масел можно выбрать подходящий вариант под любой запрос и кошелёк. Зарубежная продукция выигрывает только в экологических характеристиках.
Крупнейшими российскими производителями являются:
- Лукойл – производство практически всех видов современных автомобильных жидкостей;
- Роснефть – продукция мирового стандарта качества с широким предложением для разной техники;
- Газпромнефть – для моторов иностранного или отечественного производства, в том числе премиального сегмента;
- ТНК – продукция с высокими эксплуатационными параметрами;
- Башнефть – выпуск различных марок жидкой продукции;
- Delfin Group – широкий ассортимент всего спектра автомасел.
Как правильно выбирать
К выбору нужного типа продукта следует относиться с максимальной ответственностью. Чтобы не совершить ошибки надо учитывать следующие критерии и условия.
- Допуски и рекомендации производителя ДВС. Для новых авто с небольшим пробегом до 75 тыс. км лучше всего использовать ту же марку жидкости, которая была залита изначально производителем. В документах чётко указываются тип, эксплуатационные характеристики, которые обеспечивают самый лучший результат.
- Тип и особенности агрегата.
Износ движка. Чем он старше, тем должна быть более высокая вязкость. Это позволит лучше работать при увеличенных зазорах между деталями. - Климатические условия эксплуатации транспортного средства. Рекомендуется следовать классификациям ГОСТа или SAE и выбирать марку соответствующего типа.
- Ранее залитое масло в двигатель.
Где купить
Популярные российские марки можно приобрести в специализированных салонах автозапчастей, аксессуаров и расходных материалов, а также на станциях техобслуживания, в автомастерских или у дилеров производителей. Консультанты всегда окажут помощь ценными советами или рекомендациями: какие бывают, какой фирмы лучше купить, какая эффективность, функционал, качество, сколько стоит.
Богатый ассортимент предлагается на страницах Интернет-магазинов для заказа онлайн у производителей или агрегаторов, типа Яндекс.Маркет. Там представлены основные параметры и характеристики товара, цена, фото, а также отзывы реальных покупателей.
Лучшие российские автомобильные масла
Рейтинг качественных марок разработан на основе мнений пользователей, оставивших оценки или отзывы в Интернете. Популярность обусловлена эксплуатационными характеристиками, эффективностью, надёжностью и стоимостью.
Обзор включает рейтинги среди лучших минеральных, полусинтетических и синтетических автомобильных масел российского производства.
ТОП-3 лучших минеральных моторных масел
Роснефть Maximum 15W-40
Бренд – Роснефть.
Производитель – ПАО «Роснефть».
Всесезонная универсальная марка на минеральной основе, имеющая улучшенные противоизносные свойства. Заливается в дизельные или бензиновые агрегаты малотоннажных грузовиков, а также легковых авто. Для изготовления используются высококачественные натуральные компоненты и набор современных присадок. Фирменная рецептура разрабатывалась для применения в российских условиях. Объёмы расфасовки: 1, 4, 5, 20, 50, 216,5 литров.
Достоинства:
- защита мотора от коррозии и износа с продлением ресурса;
- предотвращение образования отложений;
- не горит;
- обеспечение лёгкого запуска при низких температурах;
- совместимость с любыми материалами сальников;
- обеспечение защиты от протечек;
- качественное низкосернистое сырьё;
- янтарный цвет;
- яркая тара.
Недостатки:
- на большой пробег не рассчитано.
OILRIGHT Классик М-6з 14Г 15W40
Бренд – OILRIGHT.
Производитель – АО «Делфин Груп».
Классический всесезонный продукт для заливки в дизельные и бензиновые моторы с умеренным турбонаддувом или без. Применяется в широком температурном диапазоне в тракторах, КАМАЗах, классических «Жигулях» или «Приоре». Большая линейка расфасовки: 1, 5, 10, 50, 100, 200 литров.
Достоинства:
- лёгкий пуск в зимних условиях;
- улучшенные антикоррозийные свойства;
- химическая и термическая стабильность;
- защита от отложений и нагара;
- тихая работа двигателя;
- бюджетная стоимость;
- удобная тара.
Недостатки:
- не обнаружены.
Газпромнефть Super 15W-40
Бренд – Газпромнефть.
Производитель – ПАО «Газпром нефть».
Универсальный всесезонный продукт для использования в дизельных или бензиновых моторах легковых автомобилей отечественного или иностранного производства, имеющих большой пробег и работающих в разных условиях. Для изготовления применяется высококачественное базовое масло и сбалансированная смесь присадок, это позволяет увеличить срок службы, улучшить антикоррозийные свойства, уменьшить угарный расход. Обеспечивает тихую работу двигателя. Качество товара гарантируется фирменной технологией проверки подлинности с использованием уникального кода. Варианты фасовки: 1, 4, 5, 205 литров.
Достоинства:
- быстрая подача к трущимся поверхностям;
- эффективная смазывание деталей;
- высокая термическая и противоокислительная стабильность;
- минимум шламовых отложений и нагара;
- стабильный пуск холодного мотора зимой;
- надёжная защита от отложений и износа;
- гарантия качества;
- удобная упаковка.
Недостатки:
- не выявлено.
Сравнительная таблица
Роснефть Maximum 15W-40 | OILRIGHT М-6з 14Г 15W-40 | Газпромнефть Super 15W-40 | |
---|---|---|---|
Класс вязкости SAE | 15W-40 | 15W-40 | 15W-40 |
Индекс вязкости | 135 | 120 | 135 |
Интервал применения, ⁰С | -25…+40 | -25…+40 | -25…+40 |
Кинематическая вязкость (при 100 С) | 15.3 | 12,5 — 16,3 | 14.3 |
Класс API | SG, CD | SF | SG, CD |
Двигатель | бензин, дизель | бензин, дизель | бензин, дизель |
Назначение | легковые авто | легковые авто | легковые авто |
Для турбированных двигателей | да | да | да |
Допуски | ПАО «АвтоВАЗ» | ПАО «АвтоВАЗ» | ПАО «АвтоВАЗ», ОАО «ЗМЗ», Сертифицировано ААИ |
Срок годности, лет | 1 | 5 | 5 |
ТОП-3 лучших полусинтетических масел
C.N.R.G. N-Force Pro 5W-40 SL/CF
Бренд – C.N.R.G.
Производитель – ООО «ТД Синергия».
Универсальная всесезонка на полусинтетической основе для применения в отечественных или иностранных автомобилях или лёгких грузовиках на бензиновых или дизельных моторах. Для производства используются качественные синтетические и минеральные компоненты, полученные по уникальным технологиям, в наборе со сбалансированным пакетом присадок. Высокие моющие характеристики позволяют поддерживать высокую чистоту двигателя, а также обеспечивают неплохие пусковые качества при отрицательных температурах. Фасуется в ёмкости объёмом 1, 5, 20 и 205 литров.
Достоинства:
- стабильные вязкостно-температурные свойства на протяжении всей эксплуатации;
- предотвращение образования задиров и шламов на поверхностях;
- устойчивая масляная плёнка с отличными смазывающими свойствами;
- надёжная защита в сложных условиях работы;
- обеспечение хорошего запуска в холодное время.
Недостатки:
- не обнаружены.
Газпромнефть Premium L 5W-30
Бренд – Газпромнефть.
Производитель – ПАО «Газпром нефть».
Универсальный всесезонный полусинтетический продукт для применения в дизельных и бензиновых моторах легкового автомобильного транспорта, внедорожников, микроавтобусов или лёгких грузовиков российских и иностранных марок. Обеспечивает максимальную защиту силового агрегата, работающего в различных условиях. Позволяет поддерживать двигатель в чистоте и предотвращает его от износа в соответствии с требованиями производителей. Фасуется в ёмкости объёмом 1, 4 и 5 литров.
Достоинства:
- обладает высокими моющими свойствами;
- не допускает образование отложений;
- сохраняет чистоту;
- имеет высокую прокачиваемость при отрицательных температурах;
- обеспечивает уверенный запуск непрогретого двигателя;
- применяется в широком температурном диапазоне;
- качественное изготовление;
- уникальная защита от подделок.
Достоинства:
- не обнаружено.
SINTEC Moto 2Т
Бренд – SINTEC.
Производитель – Sintec Lubricants.
Полусинтетический продукт для заливки в мотоциклы, мотороллеры, скутеры, снегоходы. Разработан специально для двухтактных агрегатов с карбюратором или прямым впрыском. Возможно применение в системах с раздельной или смешанной системой смазки, а также неэтилированным топливом.
Достоинства:
- обеспечение чистоты свечей зажигания и двигателя;
- продление ресурса;
- создание масляного покрытия на стенках цилиндра и поверхности поршня;
- снижение дымности выхлопных газов;
- улучшенные противоизносные и антикоррозийные свойства;
- защита двигателя от нагара;
- удобная упаковка;
- отличное соотношение цена/качество.
Недостатки:
- не всегда можно найти в продаже.
Сравнительная таблица
C.N.R.G. N-Force Pro 5W-40 | Газпромнефть Premium L 5W-30 | SINTEC Moto 2Т | |
---|---|---|---|
Класс вязкости SAE | 5W-40 | 5W-30 | 30 |
Индекс вязкости | 157 | 160 | 150 |
Кинематическая вязкость (при 100 С) | 14.05 | 11.7 | 11.53 |
Интервал применения, град | -35…+40 | -35…+35 | -5…+30 |
Класс API | SL/CF | SL | ТА, ТВ |
Двигатель | бензин, дизель | бензин, дизель | бензин |
Назначение | для легковых авто, легких грузовиков | для легковых авто | мототехника, скутеры, снегоходы |
Для турбированных двигателей | да | да | нет |
Допуски | MB 229.1, VW 502 00/505 00, ПАО «АвтоВАЗ» | ПАО «АвтоВАЗ», сертифицировано ААИ | JASO FC, ISO EGC, TISI 1040 |
Срок годности, лет | 5 | 2 | 5 |
ТОП-3 лучших синтетических автомасел
Татнефть LUXE PAO 0W-40 A3/B4 SN
Бренд – Татнефть.
Производитель – ПАО «Татнефть».
Всесезонный продукт из синтетических маловязких компонентов с высокими эксплуатационными характеристиками. Применяется для заливки в бензиновые или дизельные высокофорсированные двигатели легкового автотранспорта, а также для коммерческих машин и микроавтобусов без сажевых фильтров.
Достоинства:
- превосходные низкотемпературные показатели;
- неплохие антиокислительные, противоизносные и моющие свойства;
- отличные антипенные и смазывающие характеристики;
- обеспечение долгого срока службы;
- простой запуск при отрицательных температурах;
- быстрая прокачиваемость;
- высокая стойкость к окислению;
- небольшой расход на угар.
Недостатки:
- завышенная цена.
ЛУКОЙЛ Genesis Armortech DX1 5W-30
Бренд – Лукойл.
Производитель – НК «Лукойл».
Всесезонный синтетический продукт для моторов нового поколения на бензине производства General Motors, с катализаторами тройного действия и турбонаддувом. Кроме того, можно заливать в агрегаты других автопроизводителей, для которых подходят автомасла класса API SN, SN PLUS, SP, ILSAC GF-5, GF6A. Расфасовка: 1, 4, 60 и 216,5 литров.
Достоинства:
- высокое качество компонентов;
- имеет самый высокий уровень свойств класса API;
- обеспечивает защиту от преждевременного воспламенения горючей смеси;
- способствует лёгкому запуску в холодных условиях;
- хорошая совместимость с различными системами доочистки;
- продление сроков эксплуатации каталитических систем очистки.
Недостатки:
- стремительно дорожает.
Роснефть Magnum Runtec 10W-40
Бренд – Роснефть.
Производитель – ПАО «Роснефть».
Всесезонный продукт, состоящий из синтетических базовых компонентов и набора присадок последнего поколения. Применяется в современных дизельных или бензиновых моторах легковых машин и лёгких грузовиков с турбонаддувом или без и увеличенным периодом замены. Уникальный состав позволяет работать весь срок, заявленный автопроизводителем, а также сохраняет существенный запас свойств под завершение межсервисного интервала. Расфасовка по ёмкостям объёмом 1, 4, 5, 20 и 216,5 литров.
Достоинства:
- высокая эффективность;
- увеличенный период замены;
- уменьшает расходы на обслуживание;
- стабильное сохранение рабочих свойств;
- защита двигателя после 16 тыс. км пробега;
- приемлемая стоимость.
Недостатки:
- не обнаружены.
Сравнительная таблица
Татнефть LUXE PAO 0W-40 | ЛУКОЙЛ Genesis Armortech DX1 5W-30 | Роснефть Magnum Runtec 10W-40 | |
---|---|---|---|
Класс вязкости SAE | 0W-40 | 5W-30 | 10W-40 |
Индекс вязкости | 170 | 174 | 158 |
Кинематическая вязкость (при 100 С) | 13.9 | 10.4 | 13.8 |
Интервал применения, град | -40…+40 | -35…+35 | -30…+40 |
Класс API | SN | SP, PS-RC, SN Plus | SN, CF |
Двигатель | бензин, дизель | бензин | бензин, дизель |
Назначение | для легковых авто, микроавтобусов, легких грузовиков | для легковых авто | для легковых авто |
Для турбированных двигателей | да | да | да |
Допуски | ILSAC GF-6A, GF-5, GM dexos1™ Gen 2 | ПАО «АвтоВАЗ» | |
Срок годности, лет | 5 | 5 | 5 |
Советы по использованию
Залогом здоровья любого двигателя является своевременная замена автомобильного масла. Чтобы грамотно выполнить замену, достаточно следовать простым инструкциям.
- Подбор удобного места. Найти подходящую яму (на обочине, в поле, заехать на кирпичи или деревянные бруски) или подвести под передние площадки пару домкратов. Не забыть установить ручник и под задние колёса подложить противооткатные бруски или камни. В качестве тары подойдёт низкий таз.
- Время слива. Выбирается после хорошего разогрева движка, так как масло станет более текучим и быстрее сольётся из системы. Иначе внутри останется много осадка (нагар, зола, металлические частички), который впоследствии перемешается с вновь залитой жидкостью. Эффективность повысится, если перед откручиванием сливной пробки крышка заливной горловины будет открыта.
- Снятие масляного фильтра. При отсутствии специального ключа-насадки фильтр можно выкрутить вручную. В других случаях используется любой ремень, который обматывается вокруг корпуса. С помощью палки (отвёртки, гаечного ключа), просунутой между фильтром и ремнём, происходит откручивание. В крайнем случае напильником или отвёрткой пробивается корпус, после чего закисшая деталь выворачивается из паза.
- Удаление остатков. Для дополнительной очистки используются профессиональный или большой медицинский шприц, а также капельница. Откачка выполняется через трубку, введённую в отверстие для щупа. Кроме того, очистить можно с помощью компрессора и продувочного пистолета. Для этого в крышку заливной горловины вставляется ствол пистолета для закачки внутрь воздуха, который под давлением выведет остатки отработки через сливное отверстие.
- Промывка «пятиминуткой». Вначале в систему заливается промывочное вещество – «пятиминутка», и в течение 10-15 минут машина работает на холостом ходу. Этого времени достаточно для растворения лаковых и шламовых отложений. Затем можно приступать к обычной замене масла.